Праздник Масленица. Сценарий детского праздника. Канун Великого Поста.

Праздник Масленица

(сценарий праздника для дошкольников, из опыта работы детского сада)

Примечание: Сценарий создан на основе опыта работы детского сада. Его основная направленность – соединение народного творчества (хороводов, песен, игр) с православными традициями. Всем хорошо известна Масленица с ее языческими обрядами, в первую очередь со сжиганием чучела Масленицы. Но, на наш взгляд, этот языческое действо оказывает негативное влияние на детей и наносит травму неокрепшей детской психике, так как чучело Масленицы (обычно очень красивое и привлекательное) совершенно немотивированно и жестоко уничтожается. Православный смысл масленичной недели – расставание со скоромной пищей и грехами, вхождение в Великий Пост. Поэтому мы стараемся объяснить детям, что такое Прощеное Воскресение, помочь им осознать неправильные стороны их поведения, раскаяться в своих поступках и попросить прощения.

Ведущий: Дай Бог тому,
Кто к нашему дому!

Дорогим гостям,
Милым детушкам!
Дай Господь вам житье ясно!
Да здоровье красно!
Сколько гостей собралось в нашем дому! Какие все красивые да нарядные. А что мы собрались праздновать?

Дети: Масленицу!

Ведущий: А что же такое Масленица? Это неделя перед Великим Постом, время гуляний, веселья, игр, угощений богатых. Чем мы будем на Масленицу угощаться?

Дети: Мы печем пшеничные.
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать.
Пироги пшеничные?
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.

Ведущий: Чудесное угощение мы собрали на стол. Надо бы и гостей чудесных позвать. А знаете ли вы, что за горами, за лесами, за широкими долами живет добрая бабушка Матрена Семеновна? Знает она много игр, загадок, хороводов, а уж блины печь какая мастерица! Давайте позовем ее к нам в гости.

Дети: Давайте, давайте.

Ведущий: Как же нам ее позвать? Вот мы испечем большой блин и отправим его за Матреной Семеновной. Раз, два, три, начинаем печь блины.
Дети и ведущий водят хоровод.

Мы блинов давно не ели,
Мы блиночков захотели.

Припев: Ой, блины, блины, блиночки,
Золоченые кружочки!
Вот мы Масляну встречаем,
Сыр и масло починаем.
Припев.
Как мы тесто завели,
Целу гору напекли.

Припев.
Мажьте блинцы маслянее,
Чтобы было повкуснее.

Припев.
Как от масла в доме ясно,
Здравствуй, Масленица – красна.

Припев.
Ведущий достает обруч, обтянутый желтой гофрированной бумагой. Это блин.

Ведущий: Какой большой красивый блинок у нас получился! Отправляем его за Матреной Семеновной.
Ты катись, катись, блинок,
В раскрасивый теремок,
На крылечко расписное,
На оконце золотое.
А кто в тереме живет,
Пусть на праздник к нам придет.

Выкатывают блин за дверь, слышен звон колокольчиков, в зал на тройке въезжает Матрена Семеновна.

М.С.: Едет Масленица дорогая,
Наша гостюшка годовая.
На саночках расписных,
На лошадках вороных.
Едет к нам она с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
С блинами, с пирогами
Да с оладьями! Тпру!

Отправляйтесь, лошадки мои, обратно домой (тройка убегает). Здравствуйте, детки дорогие! Как я рада всех видеть! Будем Масляну весело праздновать?

Дети: Да, будем!

М.С.: Так давайте с вами сначала на масляных ручейках покатаемся.

Родители встают попарно, держат в руках яркие платки так, чтобы они образовали «ворота». Эти ворота можно поставить по кругу, можно друг за другом. М.С. и дети, уцепившись «паровозиком», под музыку змейкой проходят через «ворота».
Масляные ручеечки,
Ручеечки, люли, ручеечки.
А мы Масленицу устречали,
Устречали, люли, устречали.
Сыром гору устилали,
Устилали, люли, устилали.
Маслом гору поливали,
Поливали, люли, поливали.
А нас мама домой кличет,
Домой кличет, люли, домой кличет.
А нам домой не хотится,
Не хотится, люли, не хотится.
Нам хотится прокатиться,
Прокатиться, люли, прокатиться.

Вдруг в зал вбегает Коза.

Коза: Это же надо! Какое безобразие! Они тут с сырной горы катаются, а про меня забыли! Как за молоком приходить – так пожалуйста, а как на праздник взять – так нет!

М.С.: Это, ребятки, моя коза. Она хоть и сердитая, да молочко дает вкусное. А ты, Коза, погоди ругаться, на тебя ребята смотрят. Мы очень рады, что ты пришла. Не сердись, а лучше с ребятами поиграй.

Коза: Хорошо. Я буду песенку петь и движения вам показывать, а вы за мной повторяйте.
Как по улице воробышек гуляет –
Вот так он гуляет, он гуляет.
Как он с камешка на камешек порхает –
Вот так он порхает, он порхает.
Вот устал воробей, утомился –
Вот так утомился, утомился.
Как на камешек воробышек садился –
Вот так он садился, он садился.
Да как стал воробей засыпати –
Вот так засыпати, засыпати.
Да как стал он крыла поднимати –
Вот так поднимати, поднимати.
Он другому воробью поклонился –
Вот так поклонился, поклонился.
Как плясать наш воробышек пустился –
Вот так он пустился, он пустился.

Звучит русская плясовая мелодия, все танцуют. В зале появляется Медведь.

Медведь: Что за музыка? Что за шум? Почему вы меня разбудили?

Ведущий: Прости, Мишенька. У нас с ребятами масленичные гулянья.

Медведь: Масленичные? Значит у вас и масло есть? И сыр? И блины?

Дети: Есть! Есть!

Медведь: А меня накормите?

Дети: Накормим!

М.С.: Мы тебе, Медведь, сейчас испечем и пирожки, и блиночки.

Дети становятся вокруг Медведя и поют ему песенку, делая руками движения, как будто лепят пирожки. На последних словах руки поднимаются вверх.
Тушки, тутушки,
Испечем ватрушки,
Лапти – лапоточки,
Испечем блиночки,
А пшеничный пирожок
На сметане замешен
И высо-о-о-ко подошел.

Медведь (делая вид, что пробует у детей пирожки): Вот это пирожки! Дайте-ка этот попробую. А теперь - этот. Хорошие пирожки!

М.С.: Поел, Мишка?

Медведь: Поел.

М.С.: А теперь что будешь делать?

Медведь: Спать лягу.

М.С.: А потом? Когда проснешься?

Медведь: Опять буду есть. Правда, хорошо, ребята? Поел – поспал, поспал – поел, что еще нужно?

Коза: Смотрите, какой смешной Медведь! Ничего не умеет, только есть да спать.

Медведь (обиделся): Почему это я ничего не умею. Я могу поиграть с ребятами.

Ребята становятся в линию, Медведь отворачивается от них и делает вид, что спит. Ребята потихоньку подходят к нему, приговаривая:У Медведя во бору
Грибы – ягоды беру.
Найду грибок,
Положу в кузовок.
А Медведю лохматому –
Листа гнилого,
Моху сухого.

Медведь неожиданно поворачивается и говорит:Кто в лесу гуляет?
Кто мне спать мешает?

Дети должны присесть на корточки и затаится. Медведь опять отворачивается. Дети снова подходят к нему, если кто-то не успел присесть, Медведь его забирает к себе. Если Медведь никого не смог забрать, в конце игры он говорит: Нету никого
Возле дома моего,
Пойду опять
На печке спать.

Игра заканчивается. Если позволяет помещение, Медведь может «заметить» детей и побегать за ними. К концу игры Коза начинает завидовать, сначала она пытается помешать Медведю, а потом начинает топать ногами и возмущаться.

Коза: Ах, так! Я сейчас тебя, Медведь, забодаю! Я так хорошо с ребятами играла, а ты пришел, съел наши пирожки, еще и поймать детей хочешь. Уходи!

Медведь: Это ты уходи! А то выдеру тебя, как сидорову козу. Я лучше умею играть с ребятами.

Коза: Нет, я!

Медведь: Нет, я!
Они спорят и чуть ли не дерутся друг с другом. Потом решают обратиться за помощью к ребятам.

Коза: Кто за меня? Кричите громче и топайте ногами!

Медведь: Кто за меня? Кричите и топайте!

М.С.: Стоп, стоп, стоп! Что это за безобразие вы тут устроили?

Ведущий: Коза, Медведь! Как вам не стыдно. Сами ругаетесь и ребят этому учите.

Медведь: А как же нам узнать, кто лучше?

М.С.: Давайте-ка мы будем загадки отгадывать. Кто все загадки отгадает, тот и победил.

Все: Давайте.

Матрена Семеновна загадывает загадки. Коза и Медведь ответы дают неверные, а дети отгадывают все правильно.

М.С.: Пузырюсь я и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто.)

Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег.
Ешь да пей,
Да гостям налей
И коту не пожалей.
(Молоко.)

Лоснятся у него бока,
Он сотворен из молока,
В нем бывает много дыр,
Все мы очень любим …
(Сыр.)

Захотели мы поесть,
Напечем их горок шесть,
Наедимся, как слоны.
Очень любим мы …
(Блины.)

Белая бочка,
Нет на ней ни сучочка.
Может разбиться,
А может свариться.
(Яйцо.)

Растопили мы снежок,
Показался там лужок,
Лес проснулся ото сна,
Это к нам пришла …
(Весна.)

Какие ребята молодцы! Все загадки отгадали. А вот вам последняя загадка. О чем она?
Стоит мост на 7 верст,
А на конце свет,
Ярче его нет.
(Великий Пост и Пасха.)

Чтобы отгадать последнюю загадку, детям можно помочь, спросив у них, какой самый светлый праздник в году, что бывает перед ним и т.д.

Ведущий(обсуждает с детьми следующие вопросы, побуждая детей думать и найти ответ):
Зачем нужен Великий Пост?
К чему мы должны хорошо подготовится?
Что значит хорошо подготовится?
Как мы будем себя вести?
Масленица – это начало подготовки к Празднику Светлого Воскресения, мы прощаемся с непостной едой и постараемся расстаться с нашими плохими делами и поступками. Хорошо?

Дети: Хорошо!

Ведущий: Будем мы завидовать?
Ругаться, драться?
Кричать?
Не слушаться?
Объедаться сладостями?
Лениться?

Дети: Нет, нет, нет.

Ведущий: Вот и хорошо! Значит, Господь всех нас с любовью примет в Свое Воскресение.

Коза и Медведь: А как же мы? Нас не примет?

М.С.: Почему вы так думаете? Ребята, что они не так сделали? (Ребята отвечают.) Господь всех принимает в Свою Радость. А для того, чтобы попрощаться со своими грехами, в конце Масленичной недели есть прощеное воскресение, когда мы просим друг у друга прощения за все обиды и в первую очередь у Господа.

Дети и участники праздника поют:
1. Господи, помилуй.
Господи, прости.
Помоги мне, Боже,
Крест свой донести.
Ты прошел с любовью
Свой тернистый путь,
Ты нес Крест безмолвно,
Надрывая грудь.
2. Помоги мне, Боже!
Щедрою рукой
Ниспошли терпенье,
Радость и покой.
Грешник я великий
На земном пути…
Господи, помилуй,
Господи, прости.

Коза: Прости меня, Мишенька, что я с тобою ссорилась (кланяется Медведю).

Медведь: Прости меня, Коза, что я на тебя сердился (кланяется Козе).

Коза и Медведь: Простите нас, ребята, что мы вас учили кричать, топать ногами, привлекали к нашей ссоре.

М.С.: Простим Козу и Медведя? А вам, ребятки, есть за что попросить прощения у своих родителей, воспитателей, друг у друга?

Матрена Семеновна и Ведущий побуждают детей попросить прощения у родителей, воспитателей. Дети и взрослые просят друг у друга прощения.

Коза: Ах, как хорошо стало на душе!

Медведь: Матрена Семеновна, а пока еще Масленица идет, можно я детишек сладеньким угощу?

М.С.: Конечно, можно! И у меня полна корзина подарков да угощений! Милости прошу!

Матрена Семеновна дарит детям подарки. Потом она, Коза и Медведь прощаются со всеми и уходят. Ведущий приглашает детей и гостей к столу.

© mnogodet.ru